сайт учителя-дефектолога ФАТЕЕВОЙ ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ

Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий для 0 класса

  

Государственное бюджетное (областное) специальное

(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная(коррекционная)школа-интернат VIII вида №3

 

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора Директор  школы

 _________________Ф.И.О. школы по УР ________________Ф.И.О.

 протокол №__ ________________Ф.И.О. Приказ №___ от ___.08.2015г

от ___.08.2015г «__»_________20___г.

Рабочая программа групповых

и индивидуальных коррекционных занятий

для 0 класса

на 2015 – 2016 учебный год

 

Автор-составитель:

учитель-дефектолог

Фатеева И.Г.

Образование высшее

категория - I

г. Усмань

2015 год

1. Содержание программы:

1.1. Пояснительная записка

1.2. Требования к знаниям, умениям обучающихся воспитанников

1.3.  Уровни обученности обучающихся воспитанников (по классификации В.В. Воронковой):

1.3.1. Первый уровень обученности

1.3.2. Второй уровень обученности

1.3.3. Третий уровень обученности

1.3.4. Четвертый уровень обученности

1.4. Рекомендации по работе с обучающимися воспитанниками 4 уровня обученности

2. Блок индивидуальных занятий по направлению «Элементарные математические представления»

3. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся воспитанников

4. Блок индивидуальных занятий по направлению «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»

5. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся воспитанников

6. Блок индивидуальных занятий по направлению «Развитие мелкой моторики»

7. Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Элементарные математические представления»

8. Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»

9. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся воспитанников

10. Приложение

10.1. Таблица «Итоги коррекционно – развивающей работы»

10.2. Пояснение к таблице «Итоги коррекционно – развивающей работы»

11. Литература

1.1. Пояснительная записка

Организация проведения занятий с учителем – дефектологом обусловлено необходимостью коррекции недостатков психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и помощи в усвоении программного материала специальной коррекционной школы.

Важным в работе является выявление и установление характера нарушений и трудностей, испытываемых детьми. Для этого проводится нейропсихологическое и педагогическое обследование. По результатам диагностики вычерчивается график – профиль развития высших психических функций на каждого ребенка. На этой основе составляются коррекционно – развивающие программы, учитывающие возраст и умственное развитие детей, а также требования школьной программы. Регулярно по этим программам проводятся индивидуальные занятия, в курсе которых предполагается решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и учебной мотивации детей;

- коррекция нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений рук и зрительно – моторной интеграции;

Одним из условий эффективности коррекционно – развивающей работы является ее регулярность. Следует стремиться к тому, чтобы занятия были интересными для учащихся, стимулировали их активность, учитывали «зону ближайшего развития», создавали ситуацию успеха. Необходимо использовать наглядный материал, соответствующий возрастным особенностям, что способствует меньшей утомляемости во время занятий.

Подобраны 6 видов заданий на каждое занятие: пальчиковая гимнастика, способствующая развитию подвижности и гибкости кистей рук; упражнения на развитие внимания ( концентрацию, распределение, переключаемость ), т.к. от способности ребенка к произвольной деятельности зависит результат всей его работы; задания на коррекцию и развитие памяти, всех ее видов и свойств; упражнения на восприятие формы, размера предметов, цветового восприятия, особенно оттенков, пространственных отношений и временных представлений; графические упражнения – обводки, штриховки, рисунки по инструкции и др.; задания на коррекцию и развитие операций мышления ( анализ, синтез, обобщение, установление логических связей между предметами и явлениями ). Все задания направлены на закрепление знаний, полученных на уроках математики, русского языка, ознакомления с окружающим миром, т.е. проводится интеграция. Интеграция в системе образования означает создание единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с особенностями психофизического развития в условиях, максимально приближенных к обычной среде, с наименьшими ограничениями. Это достигается знанием содержания программного материала и опытом работы с методиками, которые можно адаптировать к различным школьным предметам. Следуя принципу динамичности восприятия, с каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты, упражнения для осмысления. Задания дети выполняют в рабочих тетрадях для индивидуальных занятий, на полях фиксируются ответы учеников, наблюдения за способом действий или ходом рассуждении. По завершении занятий в конце учебного года проводится повторно обследование по набору методик, вычерчивается график – профиль. Результаты диагностики, записи – наблюдения в тетрадях указывают на наличие положительной динамики или пробелы в знаниях. Отмечается, что использование необычных заданий помогает обучающимся воспитанникам глубже усвоить содержание школьной программы, а также позволяет выяснить, как ученики могут перенести полученный на уроках опыт в новые условия.

1.2. Требования к знаниям, умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- понимать инструкцию: выполнять ее с организующей, направляющей, обучающей (разъясняющей) помощью;

- осуществлять перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание (именно это является главным при определении уровня обученности ребенка);

Учащиеся должны знать:

- минимум школьного программного материала;

1.3. Уровни обученности обучающихся воспитанников (по классификации В.В. Воронковой):

На основе комплексного нейропсихологического и педагогического обследования учащиеся 4 класса условно разделены на 4 группы (по классификации В.В. Воронковой).

1.3.1. Учащихся первого уровня в классе нет.

1.3.2. К группе второго уровня обученности определен: К. Андрей. Этот учащийся испытывает некоторые затруднения в усвоении программного материала, что связано с уровнем развития психических функций. Зрительная и слуховая память на среднем и высоком уровне, причем преобладает зрительная. Восприятие также не среднем уровне. Хотя Андрей знает основные цвета, форму, относительно хорошо ориентируется в схеме своего тела, но затрудняется выполнить перенос на собеседника, ошибки наблюдаются в ориентировке на плоскости, временные представления недостаточно сформированы. Мыслительные операции, такие как анализ, синтез сформированы средне. Ученик быстрее находит отличия, чем сходства. Обобщает группы предметов, выделяют 4-й лишний, но иногда затрудняется без помощи объяснить выбор. Только при осуществлении предметно – практической деятельности он осознает суть задания. Для выполнения поставленных перед ним задач в виде помощи используются красочный наглядный и демонстрационный материал, опорные таблицы, схемы, планы, небольшие подсказки и другой наглядный материал (игрушки, раскраски, кубики, мозаика и т.д.). Андрей часто недослушивает инструкцию до конца, вследствие чего появляются ошибки.

1.3.3. К третьей группе обученности относятся: К.Анна, Д.Елена, С.Николай. Учащиеся третьей группы испытывают значительные трудности в овладении программным материалом. Зрительная и слуховая память развита средне, причем это относится к кратковременному запоминанию. Долговременная память недостаточно развита. Дети этой группы знают основные цвета, форму, в ориентировке в схеме своего тела и тела собеседника допускают ошибки. Все это требует более тщательного контроля со стороны взрослого. Временные представления сформированы слабо. Невысокий уровень развития операций мышления ( анализ, синтез) приводят к тому, что если  отличия учащиеся находят легче, то при определении сходства требуется подробный словесный анализ. Затруднения вызывает установление причинно – следственных связей в явлениях и между предметами. Организация учителем предметно – практической деятельности, использование наглядных средств обучения оказывается для них недостаточными. Они не могут овладеть приемами отвлечения и всегда нуждаются в материализации умственных действий, им нужно сокращение объема заданий и массивная помощь в форме подробного совместного анализа выполнения и привлечения доступного наглядного материала.

1.3.4. К 4-ой группе обученности относится: К. Дмитрий. Учащейся овладевает учебным материалом коррекционной школы на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для него недостаточно. Он нуждается в введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для него недоступно. Ученик не видит ошибок в работе, ему требуется конкретное указание на них и объяснение. Каждое последующее аналогичное задание воспринимается как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Он может усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предполагается программой коррекционной школы. Зрительная память развита слабо (при запоминании 10 картинок Дима воспроизвел 2, при запоминании 5 слов 5-ти кратно не воспроизвел ни одного). На данном этапе обучения ребенок не способен к опосредованному запоминанию. Восприятие на крайне низком уровне. Цвета может найти по аналогии с образцом и в процессе совместной работы с учителем (или с опорой на работу с цветом другого ученика), но не называет их самостоятельно (только повторяет за учителем). Не ориентируется в схеме своего тела. Может показать 4 геометрические фигуры по аналогии с образцом, различает большие и маленькие предметы. Временные представления также на низком уровне (может показать на картинке зиму, но предметные картинки к данному времени года не подбирает). Воссоздать целое на основе зрительного восприятия  может из 4х кубиков (при складывании разрезных картинок, Дима находит только отдельные части).  Крайне низкий уровень развития операций мышления: 4-й лишний не выбирает, помощь малоэффективна. Не обобщает группы предметов, не находит отличия, сходства в предметах, не устанавливает причинно – следственные связи в явлениях и между предметами, не выстраивает сюжет по серии картинок, загадки не отгадывает. При выполнении графических заданий может самостоятельно обвести по карандашу, точкам, не может раскрасить узор достаточно четко. Наблюдается небольшая положительная динамика в овладении речи. Дима способен повторить или самостоятельно назвать несколько слов. Ему необходимо сокращение объема знаний и массивная помощь в форме подробного совместного анализа и привлечение простого для восприятия наглядного материала.

1.4. Рекомендации по работе с обучающимися,

воспитанниками IV уровня обученности.

В связи с тем, что уч-ся IV уровня обученности овладевают учебным материалом на крайне низком уровне, им предлагаются посильные задания. В ходе обучения учащихся необходимо научить следующему:

- пониманию простых словесных инструкций учителя;

- ориентировке в задании с помощью учителя;

- выполнению движений по показу и словесной инструкции;

- плавному переключению с одного движения на другое;

- воспроизведению ряда из 2 – 6 движений;

- соблюдению направления движения в пространстве в соответствии со словесной инструкцией;

- захвату мелких предметов двумя и тремя пальцами;

- повторению за педагогом позы кисти руки;

- застегиванию пуговиц, молнии, кнопок, выполнению шнуровки, завязыванию шнуровки, бантов;

- резанию ножницами по прямым и кривым линиям, по кругу;

- складыванию бумаги по пунктирам, по углам;

- сравниванию предметов по величине и называнию этой величины: длина, ширина, высота, глубина;

- нахождению различий в парах предметных и сюжетных картинок;

- опознаванию на ощупь мелких игрушек, геометрических фигур;

- умению сравнивать предметы «на глаз», «на ощупь»;

- называнию слов, обозначающих вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны;

- восстановлению целостных форм предметов из 4х, 6ти фрагментов;

- различению неречевых бытовых и природных шумов;

- повторению слогов, слов, простых предложений, предъявленных на слух;

- воспроизведению рядов предметов, картинок по памяти от 3 до 6 единиц;

- распознаванию и называнию частей тела и лица;

- усвоению основных координат: верх – низ, впереди – позади, слева – справа;

- ориентировке на листе бумаги;

- умению ориентироваться в пространстве класса, школы;

- выполнению простейших графических диктантов с учетом пространственной ориентировки;

- соблюдению соразмерности элементов по ширине и высоте по всей строке; - рисованию линий в разных направлениях без отрыва руки;

- написанию основных элементов букв;

- обведению контурных элементов, шаблонов, трафаретов;

- соблюдение расстояния между линиями по штриховке;

- рисованию основных геометрических фигур и их сочетаний;

- пониманию временных отношений: утро, день, вечер, ночь, зима, весна, лето, осень, вчера, сегодня, завтра;

- пониманию отношений: медленно, быстро, рано, поздно;

- классификация предметов по заданному признаку: цвет, форма, размер, родовым понятиям;

- выделения признаков сходства и различения предметов;

- обобщению предметов по общему признаку;

- узнаванию предметов по их описанию;

- умению отвечать на простые вопросы и умению задавать вопросы;

2. Блок индивидуальных занятий по направлению

«Элементарные математические представления»

1 четверть

1. Выявление знаний о предметах, обладающих определенными свойствами. Их различение и название (цветом, формой, размером)

2. Сравнение предметов, обладающих определенными свойствами: цвет, форма, размер.

3. Узнавание основных геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

4. Сравнение предметов по размеру:

а) длинный – короткий

б) широкий – узкий

в) высокий – низкий

г) глубокий – мелкий

д) толстый – тонкий

2 четверть

1. Повторение. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру.

2. Сравнение 3х, 4х предметов по ширине (уже, шире, широкий, узкий)

3. Сравнение 3х, 4х предметов по высоте (выше, ниже, высокий, низкий)

4. Сравнение 2х, 3х предметных совокупностей по количеству предметов. Слова: сколько, много, мало, несколько, один, ни одного.

5. Положение предметов в пространстве, на плоскости  относительно уч-ся, по отношению друг к другу: впереди – сзади, слева – справа, правее – левее, вверху – внизу, выше – ниже, далеко – близко, дальше – ближе, рядом, около, здесь, там.

3 четверть

1. Ориентировка на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в середине, верхний правый, нижний левый, левый край листа)

2. Временные представления:

- сутки: утро, день, вечер, ночь;

- сегодня, завтра, на следующий день;

- рано, поздно, вовремя;

- давно, недавно, быстро, медленно;

3. Число и цифра 1.

4. Число и цифра 2. Место числа 2 в числовом ряду. Состав числа 2.

5. Число и цифра 3. Место числа 3 в числовом ряду. Состав числа 3. Сравнение чисел в пределах 3.

6. Арифметическое действие «сложение». Знак «+».

7. Простые задачи на нахождение суммы, решаемые на основе выполнения практических действий.

4 четверть

1. Число и цифра 4. Место числа 4 в числовом ряду.

2. Сравнение чисел в пределах 4. Состав числа 4.

3. Число и  цифра 5. Место числа 5 в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 5. Состав числа 5.

4. Арифметическое действие «вычитание». Знак «-«. Простые задачи на нахождение остатка.

5. Решение задач на нахождение суммы и остатка.

3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся по направлению «Элементарные математические представления»

Учащиеся должны знать:

цвет, величину, массу, размер, форму предметов;

положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова, их обозначающие;

части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;

количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5, состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;

названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания;

Учащиеся должны уметь:

сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;

оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно одинакового соответствия, выделять лишние, недостающие;

увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества, объяснять эти изменения;

определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;

устанавливать и  называть порядок следования предметов;

узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;

определять форму знакомых предметов;

писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;

пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2х, 3х предметов без пересчитывания; производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;

решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельные практические действия; записывать решение задач в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать с наименованиями;

выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче;

4. Блок индивидуальных занятий по направлению

«Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»

1. Выявление знаний и представлений по теме «Я и моя семья»

2. Время года – осень. Сезонные изменения в природе осенью.

3. Фрукты. Овощи. Ягоды.

4. Сезонные изменения в живой природе (дикие и домашние животные).

5. Признаки зимы. Зимние месяцы. Подготовка к Новому году.

6. Дикие и домашние птицы зимой.

7. Дикие и домашние птицы зимой.

8. Признаки весны в неживой природе.

9. Признаки весны в живой природе.

10. Птицы и насекомые весной.

5. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 0 класса по предмету «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»

Учащиеся должны знать:

названия предметов, их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;

название дней недели, понятий: «вчера, сегодня, завтра»;

название частей суток: утро, день, вечер, ночь;

свои имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;

свой адрес, проезд к дому и школе;

Учащиеся должны уметь:

отвечать на вопросы простой фразой;

составлять предложение по несложной сюжетной картинке;

6. Блок индивидуальных занятий по направлению

«Развитие мелкой моторики»

Занятие 1.

1. Массаж пальцев рук педагогом

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Лодочка», «Кораблик»

3. Работа с семенами. Отдели горох от фасоли.

4. Графические упражнения. «Дорожки»

5. Обведи контур лодочки.

6. Сложи картинку. 4 кубика «Игрушки»

Занятие 2

1. Массаж пальцев рук педагогом

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Лодочка», «Кораблик»

3. Работа с семенами. Выложи из семян по заданию узор, букву, цифру

4. Графические упражнения. «Дорожки»

5. Обведи контур кораблика

6. Сложи картинку. 4 кубика «Игрушки»

Занятие 3

1. Массаж пальцев рук педагогом

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Гнездо», «Скворечник»

3. Работа с палочками. Сложи по рисунку домик.

4. Графические упражнения. «Дорожки»

5. Обведи контуры гнезда, раскрась

6. Сложи картинку. 4 кубика «Птицы»

Занятие 4

1. Массаж пальцев рук педагогом

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Гнездо», «Скворечник»

3. Работа с палочками. Сложи по рисунку птицу

4. Графические упражнения. «Дорожки»

5. Обведи контуры птицы, раскрась

6. Сложи картинку. 4 кубика «Птицы»

Занятие 5.

1. Массаж пальцев рук педагогом

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Стол», «Стул»

3. Работа с палочками. Сложи по рисунку стол, стул

4. Графические упражнения. Продолжи узор по точкам (стол)

5. Обведи , раскрась (стол, стул)

6. Сложи разрезные картинки по теме «Мебель»

Занятие 6.

1. Массаж пальцев рук педагогом

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Стол», «Стул» (чередовать)

3. Работа с бусами (собери по цвету)

4. Графические упражнения. Продолжи узор по точкам (стул)

5. Обведи, раскрась (комната)

6. Сложи разрезные картинки

Занятие 7.

1. Массаж пальцев рук самим ребенком

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Стол», «Стул», «Кораблик», «Лодочка»

3. Работа с бусами (собери по цвету)

4. Графические упражнения. Продолжи узор по точкам

5. Обведи, раскрась

6. Сложи разрезную  картинку по теме «Комната»

Занятие 8.

1. Массаж пальцев рук учащегося педагогом с использованием мячика с шипами.

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Зайка», «Коза»

3. Работа с бусами. Выложи контуры головы зайчика.

4. Графические упражнения. Продолжи узор по точкам(ушки зайчика)

5. Обведи, дорисуй зайчика.

6. Сложи картинку. 4 кубика. Тема: «Мультфильм «Ну, погоди!»

Занятие 9.

1. Массаж пальцев рук учащегося педагогом с использованием мячика с шипами.

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Зайка», «Коза»

3. Работа с бусами. Выложи контуры, рожки козы

4. Штриховка квадрата

5. Трафарет геометрической фигуры

6. Сложи картинку. 4 кубика. Тема: «Мультфильм «Ну, погоди!»

Занятие 10

1. Массаж кистей рук ребенком с использованием резинового кольца

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Птица», «Гнездо»

3. Работа с бусами. Собери по образцу (чередование бусин)

4. Штриховка прямоугольника

5. Трафарет фрукты

6. Сложи картинку. 4 кубика по теме «Фрукты»

Занятие 11

1. Массаж кистей рук ребенком с использованием резинового кольца

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Птица», «Гнездо»

3. Мозаика. Выложи узор по образцу (уточка)

4. Штриховка круга

5. Трафарет «Транспорт» (грузовик)

6. Сложи картинку. 4 кубика по теме «Транспорт»

Занятие 12

1. Массаж кистей рук. Перекатывание в ладонях карандаша

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Птица», «Гнездо», «Коза», «Зайка»

3. Мозаика. Выложи узор по образцу

4. Штриховка. Разные варианты штриховки геометрических фигур

5. Трафарет «Животные»

6. Сложи картинку. 6 кубиков по теме «Животные»

Занятие 13

1. Массаж кистей рук. Перекатывание в ладонях карандаша

2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Птица», «Гнездо», «Коза», «Зайка», «Паучки»

3. Мозаика. Выложи узор по желанию.

4. Штриховка чашки

5. Трафарет «Посуда»

6. Сложи разрезную картинку по теме «Посуда»

7. Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Элементарные математические представления»

Название темы

Цель

Кол-во часов

1.

Выявление математических знаний и представлений уч-ся

Выявить математические знания и представления детей

1

2.

Выявление знаний о предметах, обладающими определенными свойствами (цвет, форма, размер)

Выявить знания о цвете, форме, размере

1

3.

Сравнение предметов, обладающих определенными свойствами.

Научить сравнивать предметы, обладающие определенными свойствами

1

4.

Узнавание основных геометрических фигур

Научить узнавать основные геометрич. фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал

1

5.

Обобщение знаний о геометрических фигурах

Закрепление знаний об основных геометрических фигурах

1

6.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, величину

Научить сравнивать предметы по объему, площади, величине

1

7.

Сравнение предметов по размеру

Научить сравнивать предметы по размеру

1

8.

Сравнение предметов по цвету, размеру и форме

Научить сравнивать предметы по цвету, размеру и форме

1

9.

Положение предметов в пространстве (относительно уч-ся и на плоскости)

Научить располагать предметы в пространстве

1

10.

Положение предметов в пространстве по отношению друг к другу и на плоскости

Научить располагать предметы в пространстве по отношению друг к другу и на плоскости

1

11.

Положение предметов на плоскости относительно уч-ся, по отношению друг к другу

Научить располагать предметы на плоскости относительно уч-ся, по отношению друг к другу

1

12.

Ориентировка на листе бумаги

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги

1

13.

Отношение порядка следования

Формировать умения следованию по заданному порядку

1

14.

Временные представления

Научить ориентироваться во временных представлениях

1

15.

Сравнение по возрасту (молодой, старый, моложе, старше)

 Формировать умение сравнивать по возрасту

1

16.

Счет предметов в пределах 5

Формировать умение счета предметов в пределах 5

1

17.

Число и цифра 1

Формировать понятие числа и цифры 1

1

18.

Число и цифра 2

Формировать понятие числа и цифры 2

1

19.

Состав числа 2

Формировать знания состава числа 2

1

20.

Число и цифра 3

Формировать понятие числа и цифры 3

1

21.

Состав числа 3

Формировать знания состава числа 3

1

22.

Арифметическое действие «сложение»

Формировать умение пользоваться арифметическим действием «сложение»

1

23.

Простые задачи на нахождение суммы

Формировать умение решать простые задачи на нахождение суммы

1

24.

Число и цифра 4

Формировать понятие числа и цифры 4

1

25.

Состав числа 4

Формировать знания состава числа 4

1

26.

Арифметическое действие «вычитание»

Формировать умение пользоваться арифметическим действием «вычитание»

1

27.

Число и цифра 5

Формировать знания состава числа 5

1

28.

Состав числа 5

Формировать знания состава числа 5

1

8. Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»

Название темы

Цель

 Кол-во часов

1.

Выявление знаний и представлений по теме «Я и моя семья», связь родственных отношений

Уточнить и систематизировать знания и представления о себе и своей семье

1

2.

Выявление знаний по теме «Мой дом». Место жительства.

Уточнить и систематизировать представления детей о своем месте жительства и своем доме.

1

3.

Квартира. Назначение комнат.

Систематизировать знания детей о назначении комнат.

1

4.

Обобщение знаний по теме «Школа»

Расширить и уточнить знания детей о школе

1

5.

Время года – осень.

Уточнить основные признаки осени, закрепить знания детей об осени

1

6.

Дни недели

Сформировать и закрепить знания детей о днях недели

1

7.

Одежда. Ее назначение. Одежда осенью.

Систематизировать знания детей о одежде, ее назначении.

1

8.

Обувь. Правила ухода за ней.

Сформировать и систематизировать знания детей о обуви, правилах ухода за ней

2

9.

Фрукты ( яблоко, груша ).

Сформировать и систематизировать знания детей о

1

10.

Овощи (морковь, огурец, помидор, капуста)

овощах

1

11.

Ягоды (вишня, слива, клубника, смородина)

Сформировать и систематизировать знания детей о ягодах

1

12.

Обобщение по теме: «Осень. Осенние месяцы»

Уточнить и расширить знания детей о осени.

1

13.

Растения. Деревья. Кусты.

Выявить знания детей о частях дерева, их умения определять данные растения.

1

14.

Домашние животные.

Сформировать и систематизировать знания детей о домашних животных

1

15.

Дикие животные

Сформировать и систематизировать знания детей о диких животных

1

16.

Птицы. Воробей

Сформировать и систематизировать знания детей о птицах.

2

17.

Домашние птицы.

Сформировать и систематизировать знания детей о домашних птицах.

1

18.

Время года – зима. Основные признаки.

Сформировать и систематизировать знания детей о временах года, их основных признаках.

1

19.

Зимняя одежда и обувь.

Сформировать и систематизировать знания детей о зимней одежде и обуви. Обобщить и систематизировать эти знания.

1

20.

Транспорт. Правила дорожного движения.

Формировать понятие о транспорте на примере знакомства с машиной, автобусом, троллейбусом.

1

21.

Зимний месяц - февраль

Сформировать и систематизировать понятие  о зимних месяцах.

1

22.

Посуда. Виды посуды.

Познакомить с понятием «посуда». Систематизировать знания о видах посуды.

1

23.

Время года – весна. Признаки весны.

Сформировать и систематизировать знания детей о временах года, их основных признаках. Развитие наблюдательности учащихся на основе их упражнений в нахождении изменений в природе.

1

24.

Первый весенний месяц - март

Обобщение и систематизация признаков весны, формирование четких знаний учащихся о весне, как времени года. Уточнить знания детей о перелетных птицах, расширить их представления о повадках птиц.

1

25.

Дикие животные и птицы весной.

Обобщение и систематизация понятий о диких животных и птицах весной.

1

26.

Домашние животные и птицы весной.

Обобщение и систематизация понятий о домашних животных и птицах весной.

1

27.

Жизнь насекомых весной.

Обобщение и систематизация понятий о насекомых весной

1

28.

Весенняя одежда и обувь. Повторение изученного.

Сформировать и систематизировать знания детей о весенней одежде и обуви. Обобщить и систематизировать эти знания.

1

 

10. Приложение:

10.1. Итоги коррекционно– развивающей работы в ______ классе

за 20___ – 20___ учебный год

Динамика уровня словесно–логического мышления

учащихся начальных классов

 

№ п/п

Фамилия,

имя ученика

Начало года

 

уровень средний  балл

Конец года

 

уровень средний балл

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

  10

 

 

 

  11

 

 

 

  12

 

 

 

 

Уровень по классу

Начало года

Конец года

высокий

 

 

средний

 

 

низкий

 

 

 

Динамика уровня сформированности познавательной сферы

(интеллекта) учащихся

 

Уровень

Начало года

Конец года

Кол–во детей

%

Кол–во детей

%

1

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

10.2. Пояснение к заполнению таблицы

На основании результатов нейропсихологического, педагогического обследования учащихся класса в начале и в конце учебного года были написаны представления, вычерчены графики–профили динамики развития ВПФ. Совместно с учителем класса, специалистами определен уровень обученности каждого ученика. В течение учебного года проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Итоги коррекционно-развивающие работы отражены в таблицах.

Средний балл уровня словесно–логического мышления высчитывается следующим образом. Складываются баллы по 7 методикам: «Заборчик», «Загадки», « Закономерности по таблицам», «Последовательные картинки», «Обобщение», «4–ый лишний», «Методика Кооса», определенных по диагностике и отраженных в графике  – профиле, делятся на количество методик (7) – получается средний балл по методикам.

Высокий уровень словесно–логического мышления  соответствует 5 баллам; средний–3–4 баллам; низкий 1–2 баллам.

 Количество % по уровням по классу высчитывается следующим образом: количество детей в классе –100%, количество детей, имеющих высокий  балл – х %. Находится х. Соответствующим образом находится % детей со средним и низким уровнем.

%  уровня сформированности познавательной сферы (интеллекта) учащихся высчитывается следующим образом: количество детей в классе –100 %, количество детей, относящихся к 1 уровню обученности  (по классификации В.В.Воронковой)– х %. Находится х. Соответствующим образом определяется % детей, относящихся ко 2  (3,4) уровню обученности.

11. Литература:

1. Алябьева  Е.А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5- 8 лет»

2. Бортникова Е. «Чудо – обучайка. Математика, моторика, логика». Екатеринбург, Издательство «Литур», 2005 

3. Богданова Т.Г., Т.В. Корнилова «Диагностика познавательной сферы», Москва, Роспедагенство, 1994г.

4.  Бортникова  Е. «Знакомимся с цифрами». Издательство Литур, 2004г

5. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5/2010

6. «Времена года».  Аксай, ООО Издательский дом «Проф–  Пресс», 2010 

7. Дружинина М.В., «Загадочные слова», развивающие игры

8. Елкина  Н.В. «1000 загадок».

9. Забрамная С.Д., Ю.А. Костенкова «Развивающие занятия с детьми» Институт общегуманитарных исследований, Москва, 2004г.

10. Забрамная С.Д.  «От диагностики к развитию», материалы для психолого – педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и нач.классах школ». Москва, «Новая школа», 1998г.

11. «Игры и упражнения на внимание и мышление», тетрадь по развитию познавательных процессов, составители:  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л…»Академия развития»

12. «Игры с пальчиками», учебное издание, О.В. Узорова, Е.А.Нефедова АСТ Астрель, Москва, 2006г

13.  Кмытюк Л.В., А.В. Усвайская,  «Ознакомление с окружающим миром,  тетрадь для учащихся, Москва, «Просвещение», 1996г

14. «Коррекционная педагогика», теория и практика, № 5/2007

15.  Левик О.Н. «Математика для малышей».

16.  Морозова  И.А., Пушкарская М.А. «Развитие элементарных математических представлений».

17. Морозова И.А.,  М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»

18.  Нейва К. «Прописи по математике»

19. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу», под ред.Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой, Ярославль, Академия развития, 2006

20. «Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка», пособие для учителя-дефектолога, Москва, «Владос», 2003г

21. «Развитие речи. Говори правильно» - рабочая тетрадь  дошкольника, составители: Л.Маврина, Е. Семакова

22. Созонова Н., Куцина  Е. «Рассказы о временах года».

23. Созонова Н., Куцина  Е. «Чудо-обучайка»

24. Степанов В. «Сложение», «Вычитание», »Галочка-считалочка».

25. Узорова О.В.,  Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки».

26. «Учимся наблюдать, говорить, читать, писать» Л.П. Носкова - учебное пособие для дошкольников  и младших школьников, «Ассоциация XXI век», 1999г

27.  Худенко Е.Д. «Практическое пособие по развитию речи».

28.  Шевченко С.Г., Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас».

29. Шевченко С.Г., Капустина Г.М., Тетрадь с заданиями для развития детей «Предметы»., Ассоциация 21 век, Смоленск, 1998г

30. Шевченко С.Г., Капустина  Г.М.  «Тетрадь с заданиями для развития детей «Природа» Ассоциация 21 век, Смоленск, 1998г

31. Шевченко С.Г.,  Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» . часть I , II

32. Шевченко С.Г.  «Природа и мы».

25 марта 2016 в 00:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.